Проект был выполнен в 2003 г.

Разработка концепции барьерной стенки верхней палубы грузового самолёта A380 Freighter

Барьерная стенка является одним из технических решений, применяемых на грузовых самолётах, которое позволяет отделить грузовую палубу от зоны размещения сопровождающих грузы людей и экипажа. Основное назначение барьерной стенки является удержать грузы при аварийной посадке, обеспечив выживаемость людей в передней части самолёта, а также обеспечить герметичную изоляцию зону курьеров от грузовой палубы в случае пожара, предотвратив попадание в жилую зону огня и дыма.
image002
Задачей проекта было рассмотреть все возможные технические решения конструкции, выбрав наиболее оптимальное решение с учётом многочисленных ограничений, задаваемых техническим заданием. После изучения всех предоставленных исходных данных были предложены 6 принципиально различных концепций конструкции барьерной стенки как полностью металлической конструкции, так и выполненных из композиционных материалов.
После детального рассмотрения предложенных схем путём использования российской программы оценки конструкции «Планер», базирующейся на упрощённых конечно-элементных моделях, программ PATRAN/NASTRAN а также критериального анализа, была выбрана схема №1, представляющая собой сотовую панель, подкреплённую углепластиковыми балками и панелями.
В результате анализа было определено оптимальное соотношение параметров конструкции.  Критерием оценки была масса конструкции.
Была разработана и предложена схема разбиения барьерной стенки, обеспечивающая её установку в фюзеляже самолёта и замену, в эксплуатации в случае повреждения. Были проработаны 2 варианта крепления стенки в фюзеляже. Были проработаны все основные узлы и соединения в конструкции. А также выполнена укладка слоёв композита для основных силовых элементов:
С помощью созданной конечно-элементной модели была оценена прочность конструкции и максимальные деформации от приложенных усилий. Кроме того на основе линейного и нелинейного анализа была осуществлена оптимизация конструкции по критерию безопасной повреждаемости.